"Гораздо легче найти ошибку, нежели истину. Ошибка лежит на поверхности, и ее замечаешь сразу, а истина скрыта в глубине, и не всякий может отыскать ее."
И. Гете

Внутреннне Ушу

Внутреннее ушу.

Китайское мировоззрение, более чем любое другое, формировалось на стыке мифологии, практичной философии, граничащей с прагматизмом ну и, конечно же, верований.
Не будим и мы отходить от традиционно сложившегося видения зарождения внутреннего ушу. И пусть то о чём мы будем говорить не всегда подтверждено историческими фактами, либо научными изысканиями, тем не менее, за основу возьмём ВЕРУ, а ВЕРА и НАУКА несовместимы, ибо там где есть доказательство необходимость в ВЕРЕ утрачивается.
И так будем исходить из аксиомы (кстати, аксиома это то же некоторая позиция ВЕРЫ в королевстве НАУКИ), что внутреннее ушу зародилось в провинции Хубэй, в Уданских горах, а уданское ушу стало тем семенем из которого в дальнейшем произросли семейные школы внутреннего ушу.
Уданское ушу
Уданский Тай-цзи цюань происходит с известной китайской даосской горы Удан, которая находится в провинции Хубэй. У горы Удан есть 72 вершины, по ней протекает 24 реки и в ней - 11 пещер. Высота главной вершины над уровнем моря 1612 метра. Ее красота просто неописуема: обрывиста и величественна, изумительно изящна и таинственна. В ней мужественность и женственность в одном лице. Красота Ян и красота Инь сделали Гору гармоничной и чудесной. Гора Удан всегда находится в облаках и тумане, поэтому выглядит сказочной и волшебной.
В древности люди создали множество прекрасных мифов, легенд и сказок про эту гору и даосскую веру. Эти мифы, легенды и сказки добавили горе Удан прелести и божественности. С древних времен гора Удан звалась "Первая в Поднебесной Волшебная Гора". Несколько тысяч лет люди совершали паломничества на эту священную "Божественную Гору". Древнее сокровище - Уданское Тай-цзи цюань - не случайно зародилось именно здесь, на этой горе. Появление Удан-тай-цзи цюань было тесно связано с даосской философией и культурой.
Согласно историческим источникам китайский даосизм сформировался при династии Восточная Хань в 142 г. Известно, что в это же самое время даосизм приходит и на гору Удан. Уданская даосская школа являлась в те времена известной и весьма влиятельной. В эпоху Южных и Северных династий, 420г-589гг, даосизм на Удане продолжал развиваться . После того, как появляются Священные тексты, посвященные Уданскому горному божеству Чжэн-У-Шэн, на горе Удан появлялось все больше и больше даосов-отшельников. С династии Тан до эпохи Пяти Царств там находят пристанище известный Уданский даосский отшельник по имени Волшебный Врач и Один из Восьми Бессмертных и другие. При династиях Сун и Юань власть еще более почитала Уданское горное Божеству Чжэн-У-Шэн. Уданские даосы-отшельники в это время интенсивно совершенствовались во внутренней алхимии.
Во время династии Мин Уданский даосизм при поддержке Императора достиг расцвета и процветал еще 200 лет.
Гора Удан при разных династиях была знаменита достижениями выдающихся даосских отшельников, которые следовали Законам Природы, стремились к бессмертной жизни, занимались совершенствованием и тела и духа, ценили и мастерство и мораль. Именно в период расцвета даосизма известный даос-отшельник Чжан Сань Фэн на достижениях выдающихся даосских отшельников при разных династиях основал на горе Удан систему Удан-Нэй-Цзя цюань - Уданский ВнутренниЙ Кулак. В системе были собраны в единое целое: даосская философия, теория нападения и защиты, пришедшая из древнего китайского Ушу, а так же метод внутренней алхимии. Именно на этих источниках сформировалась собственная теория Удан Нэй Цзя цюань. Эта теория постулирует, что внутри человека залегает Сила (цюань), обладающая нападающей и защищающей формами. Системы Инь-Ян, Ба-гуа, Пяти элементов являются ядром теории Уданского Ушу. Поэтому в Удан Нэй Цзя цюань ценится мягкая пластичная, округлая форма, которая обладает одновременно и жесткостью и мягкостью. Таким образом, в системе Удан Нэй Цзя Цюань (Уданский Внутренний Кулак) представлена и внешняя форма, и Внутренняя Сила, используемая как для целей самообороны и защиты, так и для достижения здоровья и долголетия.
Распространенные теперь во всем мире стили Чэнь, Ян, Сунь, У и т.д. унаследовали именно эту теорию и форму от Удан Нэй Цзя цюань. Про нашего выдающегося даоса-отшельника и основателя системы Внутренний кулак и про историю создания им Нэй Цзя цюань существует немало дивных легенд и рассказов. В народе его назвали "Живой Святой дух".
Вот одна из таких легенд.
«Весной, в марте, даос-отшельник Чжан Сань Фэн ездил на лодке в город Цзюнъ-чжоу и потом по Святой дороге отправился на Гору Удан. Пройдя мимо даоского храма Ин-ень гун («Встреча с Добротой»), он увидел перед собой на склоне горы, внизу цветущие персики, а вдоль дороги росла ива. Удивительная красота этого места привлекла даоса-отшельника. Он снял соломенные сандалии, сел на лугу и через некоторое время заснул. Его разбудил шипящий звук. Он пошел на звук и увидел свернувшуюся кольцами и поднявшую голову змею. Змея спокойно смотрела на крупную дикую кошку и, высунув язык, ждала нападения последней. Кошка приготовилась к прыжку, выпучила глаза и оскалила зубы, готовая убить змею. И вот кошка прыгнула... Змея молниеносно ушла в сторону. Атака не удалась. Кошка стала искать Змею, а Змея, тем временем, уже ужалила ее. Кошка взбесилась и с удвоенной силой бросилась на Змею, но Змея опять грациозным движением увернулась. Первая была подобна тигру или льву: бешенная, агрессивная и возбужденная, Змея же спокойная и тихая, но со скрытой силой. После нескольких неудачных бросков Кошка несколько раз поранилась, а Змея осталась целой и невредимой.
Чжан Сань Фэн засмотрелся и в его голове возник вопрос: почему мягкая Змея смогла победить большую дикую Кошку?
Раньше Чжан Сань Фэн уже изучил систему Длинный Кулак и, обойдя множество мест, так и не нашел себе достойного противника, поэтому считал, что уже овладел самой совершенной техникой. Но после того, как он увидел «битву дракона с тигром» он тут же понял, что сам еще далеко не является Первым в Поднебесной бойцом, что «нет предела совершенству» и что, если не будет дальше совершенствовать свое мастерство, то в конце концов проиграет, и кто-то его обязательно победит. Тогда он решил внимательно изучить движения змеи, обращая большое внимание на внутренние силы: ведь змея победила Кошку, ибо в мягкости есть жесткость, а в стойке скрыто движение, сила прячется и «внутри тысячи ходов», и, только всегда практикуя такой подход, можно стать непобедимым. В это время Солнце спряталось за горой. Чжан Сань Фэн понял, что место, где он наблюдал «битву дракона с тигром» обязательно станет удачным местом и именно там он впервые стал заниматься Внутренним ушу.
Предки считали, что Чжан Сань Фэн на этом месте получил просветление в Дао и основал систему Внутрений Кулак, поэтому этот склон до сих пор носит его прозвище Ла-та. После получения просветления в Дао Чжан Сань Фэн начал усердно заниматься внутренним ушу.
По другим легендам он повсюду на руках носил буйволенка. Буйволенок на его руках подрастал, а его руки прибавляли сил; к своим ногам он привязывал тяжелые железные грузы, что давало силы ногам; наматывал на поясницу тяжелые железные цепи, что наполняло силами все тело; и даже, достигнув совершенства в управлении своим Ци, мог подниматься на верхушку дерева. Из-за совершенного владения своим Ци окружающие считали его уже наполовину Святым Бессмертным. Он мог за одну ночь добраться до города Ханчжоу, рукой поднять гигантскую каменную стеллу, ногой сбить вкопанный в землю ствол дерева. Всех этих вершин кун-фу он достиг благодаря своим неустанным занятиям. Уданский кулак Нэй Цзя цюань всегда внешне выглядит мягким и гибким. Движения Удан-нэй цзя цюань извилисты - напоминают движения шелковой ткани на ветру, пластичны и легки. Но на самом деле Удан-цюань в каждом своем движении скрывает силу, которая способна нападать и защищаться, наступить и отступить тысячами способов.
В Китае существует поверье, что у змеи жизнь очень продолжительна и есть миф, что в конце своего жизненного срока змея превращается в могучего и сильного дракона. Уданский Внутренний Кулак Чжан Сань Фэна не только подходит для поддержания хорошего здоровья и самообороны, но еще излечивает болезни и останавливает возраст, омолаживает внутренние органы, улучшает внешность. Рассказывают, что волосы Чжан Сань Фэн после того, как он начал заниматься Удан цюань вновь почернели, и он стал выглядеть как юноша. Император Юн-Лы узнав об этом отправился на Гору Удан, чтобы встретиться с Мастером и получить от него секрет вечной молодости. У ворот Сюань-У он присвоил ему титул «Истинный даос». Но Чжан Сань Фэн недолюбливал всех чиновников, включая императора. Оставив лестные отзывы императора без ответа, он поднялся на гору и исчез, и никто не знал, где он... Император никак не мог успокоиться, и после этого случая все время думал, как бы ему заполучить секрет вечной молодости. Тогда он построил на горе даосский храм и назвал его Юй-Чжен гун, что означает «Встреча с Истиной». Другой храм император велел построить на том месте, где даосский отшельник занимался Удан-цюань, а в храме повесил подобно иконе изображение Чжан Сань Фэна в надежде на его возвращение. Но Чжан Сань Фэн избегал встречи с императором и не хотел учить его Уданской секретной технике. С того времени, когда он спрятался от императора, он стал еще более строго отбирать себе учеников и даже установил, что в каждом поколении будет только один его личный ученик. Ученик должен быть нестяжательным, бесстрастным, аполитичным и способными на преданность... Вот почему система Удан-цюань хотя и является непревзойденной системой, не распространена подобно популярному Шаолиньскому стилю. Ведь в даосских книгах сказано: «Дао не должно передаваться всем и каждому». Кроме того в результате политических катаклизмов (особенно десяти лет «культурной революции») даосская традиция сильно подвергалась гонениям. Уданские отшельники, владеющие секретами долголетия, спрятались глубоко внутри Китая или за границей...
В настоящее время патриархом Уданпай в 16-ом поколении является мастер Вэнь Шилян. Мы берём на себя ответственность утверждать, что он единственный носитель именно того «уданского кулака», который возник еще задолго до Чжан Саньфэна, в его первозданном и неизменном виде. Единственный, с той естественной оговоркой, что всегда есть вероятность существования мастера, совсем не открывающего себя миру (как не открывал до недавнего времени себя учитель Вэнь Шиляна). Звали учителя Юань Тун. Жил он в горах Цинчэн. Умер в 1984 году, прожив 106 лет. После чего патриархом и стал его ученик - Сюаньши Цюаньчжэн цзы Вэнь Шилян. Сюаньши - указывает на преемственность поколений, т.е. Сюань – иероглиф 16-ого поколения. Цюаньчжэн цзы– титул (хао), который в уданской даосской традиции носит Вэнь Шилян. Отсюда и одно из названий стиля. Но сам мастер Вэнь Шилян (особенно подчеркнув этот момент для развивающих школу в России) отметил, что правильно называть стиль просто Уданпай, объяснив следующее.
Воинское искусство в горах Удан существовало и до Чжан Саньфэна. И до него были даосские монастыри, где развивалась боевая традиция Хуньюаньпай. Учитель Чжан Саньфэна – Инь Литин (которого исследователи именуют по его прозвищу - Хо Лун) – учил его Даньцзин дафа. Так же Чжан Саньфэн внимательно наблюдал за животными, изучая не столько, как это принято описывать, их движения, сколько природу их долголетия, если можно так выразиться, методы «нэйгун» – «внутренней работы» – животных. Результатом и стало создание тайцзицюань (наряду с уже изученными Чжан Саньфэном стилями уцзицюань, уданцюань). Стиля, усовершенствовавшего старые уданские методы. Причём детище Чжан Саньфэна правильнее назвать и новым методом, и принципом, и комплексом-таолу одновременно. Поскольку существовал он в виде 13 форм, являющихся прикладной (боевой) реализацией принципа, осознанного Чжан Саньфэном в результате практики нэйгун.
Известна история о поисках императором Чжан Саньфэна в период династии Мин, к которому и относится строительство многочисленных храмов в горах Удан.
От Чжан Саньфэна берёт начало направление Саньфэнпай, долгое время развивавшееся самостоятельно, но в середине династии Цин слившееся с изначальным направлением Хуньюаньпай. После чего это единое направление и следует называть Уданпай.

Информация любезно предоставлена Мастером У Сюем Бэйлин Цзы.

Если Вы заинтересовались и готовы продолжить историю о других направлениях внутреннего ущу, просьба связаться с администратором сайта.