"Истина не может противоречить истине. "
Д. Бруно

Педагогические воззрения

 

  Описание методики обучения заявляемому

виду спорта (традиционному ушу)

Федерация традиционного ушу России в сотрудничестве с рядом образовательных учреждений дополнительного образования детей разработала авторскую образовательную программу «Традиционное ушу, учебно-тренировочная программа». Данная образовательная программа разработана в соответствии требованиями ФЗ «Об образовании», Типовым положением об учреждениях дополнительного образования детей, Положением о детско-юношеских спортивных школах и специализированных детско-юношеских школах олимпийского резерва, Методическими рекомендациями по организации деятельности спортивных школ в Российской Федерации. Программы опираются на нормативно-правовые основы регулирующие деятельность спортивных школ и основополагающие принципы спортивной подготовки юных спортсменов. Структура программы соответствует Типовому плану-проспекту учебных программ для спортивных школ, утверждённого приказом Государственного комитета по физической культуре, спорту и туризму от 28 июня 2001г. №390.

Разработке программы предшествовала инновационная деятельность по выработке стандарта подготовки спортсменов в традиционном ушу в рамках региональной экспериментальной площадки Министерства общего и профессионального образования Ростовской области.

Очень интересный факт!!!

Федерация традиционного ушу России начала работу над стандартом подготовки спортсмена в 2009 году, и только в 2012 году Минспорт России решил ввести Федеральный стандарт спортивной подготовки по признанным видам спорта!!!

При работе над программой учтены нормативные требования по физической и спортивно-технической подготовки юных спортсменов, полученные на основе новейших научных исследований, методических разработок и рекомендаций по подготовке спортивного резерва, многолетнего педагогического опыта.

Автор программы: Тренер-преподаватель высшей категории, Отличник физической культуры и спорта Российской Федерации, Почётный работник общего образования Российской Федерации Кутасов С.Е.

Рецензент программы: Директор Ростовского – на – Дону института физической культуры и спорта, Заслуженный работник физической культуры Российской Федерации, заведующий кафедрой спортивных дисциплин, кандидат педагогических наук, профессор А.А. Князев.

Программа рассчитана на обучение в течение 2-3 лет на этапе начальной подготовки (НП) и 4-5 лет на учебно-тренировочных этапе (УТ). Программой так же предусмотрена возможность обучения детей на спортивно-оздоровительном этапе.

Программа состоит из трёх частей:

1-я часть программы – нормативная, которая определяет уровень нагрузки общефизической, специально-физической, технико-тактической, теоретической подготовкой, а так же систему участия в соревнованиях, инструкторскую и судейскую практику по годам обучения на этапах начальной подготовки и учебно-тренировочном этапе.

2-я часть программы – методическая, которая включает учебный материал по основным видам подготовки, его распределение по годам обучения и в годичном цикле, рекомендации по учебной и соревновательной нагрузке, содержит практический материал и методические разработки по организации, проведению учебно-тренировочных занятий, медицинского и педагогического контроля.

3-я часть программы – требования по общефизической, специальной и технико-тактической подготовке для перевода обучающихся на последующие этапы обучения, рекомендации по проведению промежуточной аттестации в виде сдачи контрольно-переводных нормативов.

Важной особенностью данной программы является представленные рекомендации по разработке адоптированных программ с учётом стилевых особенностей различных направлений традиционного ушу.

Более подробно остановимся на 2-й части программы, в большей степени отвечающей требованию Порядка признания видов спорта, спортивных дисциплин и включения их во Всероссийский реестр видов спорта и порядок его ведения для признания нового вида спорта.

Планирование учебно-тренировочных занятий.

В тренировке, как опытных, так и начинающих спортсменов планомерность физических нагрузок, их постепенность и систематичность имеют первостепенное значение.

При обучении и совершенствовании спортивного мастерства применяются различные формы занятий. Они делятся на теоретические и практические. Теоретические занятия проходят обычно в форме бесед и лекций по отдельным вопросам тренировки, режима, правил и т. д.

Целесообразно изучать теоретический материал во время практических занятий, в начале или в конце их. Важно, чтобы изучаемые вопросы способствовали не только повышению специальных знаний, но и повышали бы культурный уровень, расширяли кругозор занимающихся.

Основным в обучении и совершенствовании спортивного мастерства являются практические занятия. Форма их может быть разной.

Тренировочное занятие состоит из трех частей. Подготовительная часть предназначена для организации группы и мобилизации внимания занимающихся, объяснения задач тренировочного занятия, разогревания и подготовки организма занимающихся к предстоящей работе.

Все это достигается применением различных упражнений общеразвивающего характера, ходьбой и бегом в переменном темпе, акробатическими и имитационными упражнениями. Особое внимание следует обращать на разогревание и проработку связок и суставов. Разогревание следует выполнять постепенно, включая в работу все более крупные группы мышц.

В традиционном ушу тренер формирует определенные комплексы упражнений, включают упражнения, имитирующие основные технические действия спортивных дисциплин традиционного ушу. Нередко в разминке применяют простейшие формы борьбы. В этом случае разминка проходит интересно и эмоционально. Во всех случаях следует разминаться до появления пота.

Основная часть занятий — самая продолжительная по времени и большая по нагрузке. В этой части совершенствуются специальные физические и морально-волевые качества, тактико-техническое мастерство. Спортсмены учатся применять полученные знания в сложных условиях схватки.

Продолжительность основной части занятий зависит от числа занимающихся, их натренированности, уровня спортивного мастерства, задач, стоящих перед ними, а также от обеспеченности тренировочного зала необходимым спортивным инвентарем.

В заключительную часть входит постепенное снижение нагрузки, подведение организма к нормальному состоянию, для чего применяются различные дыхательные упражнения, упражнения на расслабление и упражнения в медленной ходьбе. Рекомендуется включить в заключительную часть методы валеологической тренировки, оздоровительные практики, которыми так богато традиционное ушу. В конце заключительной части занятий полезно подвести итоги всего тренировочного занятия.

Занятия в традиционном ушу в зависимости от задач, стоящих перед спортсменами, и периода тренировочной работы могут быть различными по содержанию. Основными формами тренировочных занятий являются учебно-тренировочные, тренировочные, контрольные занятия.

Учебно-тренировочные занятия — наиболее распространенная форма спортивного урока. Продолжительность их в среднем около двух часов. На них осваиваются новые технические приемы, а также повторяются и совершенствуются старые, исправляются ошибки в технике и устраняются недостатки в физической подготовке.

Совершенствуется волевая подготовка и воспитывается умение применять усвоенные навыки и технические действия в сложных, постоянно меняющихся условиях схватки. С учетом стоящих перед спортсменами задач подбираются и партнеры по тренировке. Учебно-тренировочные занятия нередко начинают с бесед по теории.

Подготовительная часть занятий проводится обычно групповым методом. Полезно начинать занятия с разучивания и разбора нового тактико-технического материала в составе группы. После этого задания следует более конкретизировать, учитывая индивидуальные особенности занимающихся, их мастерство и задачи занятия.

Тренировочные занятия характерны тем, что на них по сравнению с учебно-тренировочными меньше уделяется внимания изучению нового материала. Основная работа ведется по совершенствованию ранее изученного материала.

Особое внимание уделяется совершенствованию приемов и комбинаций индивидуального комплекса, развитию и совершенствованию физических и морально-волевых качеств. Занятия проводятся с учетом индивидуальных особенностей занимающихся. Такие занятия чаще проводятся в непосредственной близости к соревнованиям.

Главная часть тренировочного занятия — тренировочная схватка. Она обычно проводится по соревновательной формуле, с применением всего тактико-технического арсенала спортсмена. При этом выявляются недостатки физической и тактико-технической подготовки и намечаются способы их устранения.

Не следует прерывать тренировочную схватку для указаний, лучше замечания и советы давать после ее окончания. Схватку нужно проводить по соревновательной формуле. Это приучает обучающегося к правильному распределению сил в схватке, вырабатывает чувство времени.

После тренировочной схватки нередко проводятся учебные и учебно-тренировочные схватки различной продолжительности, в задачу которых входит устранение недостатков тактико-технической подготовки, выявленных в основной схватке или на предыдущих занятиях.

Разминка в тренировочных занятиях чаще всего проводится самостоятельно или небольшими группами, составленными из спортсменов, одновременно начинающих тренировочные схватки. Продолжительность разминки зависит от индивидуальных особенностей спортсмена, задач, стоящих перед ним в тренировке.

Контрольные занятия проводятся с целью проверки подготовки обучающегося на данный момент и в условиях, близких к соревновательным.

Подготовительная часть учебно-тренировочного занятия.

Разминка – комплекс упражнений, позволяющих подготовить спортсмена к предстоящим тренировочным или соревновательным нагрузкам, и снизить вероятность травматизма. Разминка должна обязательно присутствовать в арсенале обучающегося перед каждой тренировкой или состязанием. Во время разминки согреваются мышцы, повышается быстрота их сокращения, а также активируется состояние сердечно-сосудистой и дыхательной систем.

Разминочный комплекс должен включать общие и специальные упражнения, перечень которых зависит от назначения последующей тренировки. Интенсивность разминки должна несколько увеличиваться от начала к концу. Длительность разминки составляет в среднем 10-20 минут.

Перед разминкой необходимо выполнить разогревающие упражнения.

На стадии разогревающих упражнений необходимо поднять температуру тела выше обычной. При повышении температуры сухожилия и мышцы делаются более эластичными. В суставах увеличивается выделение секрета, уменьшающего трение. Улучшается передача нервных импульсов к мышце, а так же рефлексы. Стадия разогревающих упражнений заканчивается, когда начинается потоотделение. Для этого достаточно 10-15 минут.

Разогревающие упражнения могут меняться в зависимости от направленности тренировки и должны включать в себя элементы упражнений из основной части занятия.

Спортивно-оздоровительный этап

Значительное омоложение, произошедшее в спорте в последние годы (начало тренировок с 4-6 лет), создало предпосылки для обязательного существования спортивно-оздоровительного этапа подготовки.

Основная цель этого этапа – обеспечение отбора, физической и координационной готовности к освоению простейших упражнений (общеразвивающих и специальных упражнений традиционного ушу). На протяжении спортивно-оздоровительного этапа начинающие юные спортсмены должны познакомиться с техникой нескольких видов спорта: лёгкой атлетикой, акробатикой, спортивными играми и единоборствами.

Учебная программа по физической культуре общеобразовательной школы на сегодняшний день ограничена тремя обязательными уроками физической культуры в неделю. При таком объёме физической нагрузки практически не возможно восполнить дефицит двигательной активности ребёнка, разить физические качества ребёнка, заложить, даже минимальный, набор двигательных стереотипов, укрепить его здоровье. Только насыщенный двигательный режим в спортивно-оздоровительной группе даст благоприятное изменение в здоровье ребёнка, адаптационных возможностей его организма к физическим нагрузкам, усилит их интерес к занятиям спортом.

Учебно-тренировочная нагрузка в группах спортивно-оздоровительного этапа составляет 6 часов в неделю.

Для разработки программ по работе в спортивно-оздоровительных группах, как в прочем и на всех других этапах (НП, УТ) совершенствования ребёнка необходимо ориентироваться на сенситивные периоды развития двигательных качеств детей. С одной стороны, это позволит более рационально строит учебно-тренировочный процесс, с другой стороны, что гораздо важнее, не навредить здоровью ребёнка. Не следует давать чрезмерные нагрузки на развитие морфофункциональных качеств не соответствующих возрасту обучающихся.

Основные тренировочные средства на спортивно-оздоровительном этапе:

·        Общеразвивающие упражнения (с целью формирования общих двигательных навыков и умений);

·        Подвижные игры и игровые упражнения;

·        Элементы акробатики (кувырки, обороты, кульбиты);

·        Прыжки и прыжковые упражнения;

·        Силовые упражнения.

Основные методы выполнения упражнений:

Эффективность учебно-тренировочного и воспитательного процесса во многом зависит от правильного применения тренировочных и воспитательных средств, от соблюдения специальных правил, так называемых принципов спортивной тренировки, к которой относятся: единство общей и специальной подготовки, непрерывность учебно-тренировочного и воспитательного процессов, постепенность увеличения физических нагрузок и необходимость максимальных нагрузок, волнообразность их динамики, цикличность, индивидуализация применяемых средств и методов учебно-тренировочного и воспитательного процесса.

     Важнейшими формами учебно-тренировочного и воспитательного процесса являются:

1.             Равномерный метод, характеризуемый постоянной интенсивностью учебно-тренировочного и воспитательного процессов.

2.             Повторный метод, характеризуемый повторением одних и тех же упражнений с интервалами для отдыха, во время которых происходит достаточно полное восстановление работоспособности. Число повторений и длительность выполнения упражнений могут быть самыми различными.

3.             Интервальный метод отличается от повторного тем, что те же самые нагрузки выполняются с жестко заданными интервалами отдыха, которые по мере возникновения тренированности сокращаются. Интервальный метод применяется для воспитания выносливости, как общей, так и специальной.

4.             Переменный метод, характеризуемый непрерывной работой с меняющейся интенсивностью. Различные соотношения интенсивной и умеренной работы и составляют суть метода.

5.             Игровой метод позволяет совершенствовать такие качества и способности человека, как ловкость, быстрота, находчивость, самостоятельность и др. Высокая эффективность метода объясняется тем положительным фоном, которым сопровождается участие в играх.

6.             Словесные методы. С помощью слова ставятся задачи, активизируется восприятие, сообщаются знания, направляется поведение занимающихся, анализируется и оценивается их деятельность, осуществляется общее руководство процессом тренировки и воспитания.

7.             Соревновательный метод стимулирует учебно-тренировочный процесс, воспитывает у воспитанников волю, черты самостоятельности и ответственности пред коллективом за результаты своей деятельности, спортивной подготовки.

Основные направления тренировки:

·        Спортивно-оздоровительный этап тренировки необходим для создания предпосылок к успешной специализации в традиционном ушу. Возможная переориентация ребёнка на освоение более подходящего для него вида спорта. На этом этапе происходит отбор детей для занятий тем или иным видом спорта.

·        На данном этапе подготовки существует опасность перегрузки ещё неокрепшего детского организма чрезмерной физической нагрузкой. Поэтому к дозировке физической нагрузке необходимо относится очень осторожно. Особенно это относится к упражнениям с отягощениями, которые мы рекомендуем вообще исключить на первых годах занятия традиционным ушу ребёнком. При использовании таких упражнений необходимо помнить, что детям 6-10 лет доступны упражнения с весом, равным около 20% его собственного веса.

·        Упражнения скоростно-силового характера следует давать небольшими дозами (по 5-8 мин.), с чередованием промежутков активного отдыха.

Основные средства и методы тренировок:

Главное средство в занятиях с детьми данного возрастного ценза – подвижные игры (некоторые игры приведены в приложении);

Для обеспечения технической и физической подготовки начинающих спортсменов лучше применять упражнения в комплексе, что даёт возможность проводить занятия более организовано и целенаправленно (некоторые комплексы упражнений приведены в приложении);

Выполнение упражнений, сочетающих в себе изучение технического арсенала с развитием определённых физических качеств. К таким упражнениям можно отнести:

Изометрические упражнения, развивающие равновесие, силу ног и являющимся подготовительным к освоению техники ударов ногами;

Прямой удар ногой с колена, не распрямляя передней ноги, упражнение, относящееся к разновидности педагогической технологии, позволяющее успешно освоить технический элемент – прямой удар ногой, развивает силу ног;

Выполнение упражнений, нацеленных на развитие быстроты, требуют интенсивных движений и большого нервного напряжения. Комплексы упражнений на развитие быстроты применяются в начале основной части урока после разминки, когда степень возбуждения центральной нервной системы оптимальна и способствует усвоению двигательных навыков, наиболее трудных по координации. Вслед за комплексами по развитию быстроты дают игровые упражнения, способствующих развитию данных качеств.

Комплексы упражнений, направленные на развитие силы, использую во второй половине урока, так как к этому времени наиболее полно проявляются функциональные возможности дыхания, кровообращения и других систем организма. Комплексы упражнений силовой направленности дополняют силовыми играми и игровыми упражнениями.

В спортивно-оздоровительных группах с ориентацией на единоборства, в том числе и традиционном ушу, особое внимание необходимо уделять акробатике, направленной с одной стороны, на координационные, специфические требования выполнения технических действия, с другой стороны – на обеспечение определённых навыков самостраховки, при обучении и выполнении технических действия. Кроме того, акробатические элементы способствуют укреплению вестибулярного аппарата и учат пространственной ориентации, что крайне необходимо для освоения технико-тактического арсенала традиционного ушу.

Особенности обучения на спортивно-оздоровительном этапе:

·        В большей степени используются методы обеспечения наглядности, в том числе с привлечением старших учеников;

·        Методы упражнений игровой и соревновательный;

·        При изучении общеразвивающих упражнений, комплексов и игр, показ должен быть целостным и образцовым, объяснение – элементарным и простым.

Детям необходимо ставить двигательную задачу в конкретной форме, с наглядным объяснением: поймать, догнать, бросить в кольцо, прыгнуть через препятствие и.т.д. Тренеру целесообразно подробно анализировать детали.

Обучение техники традиционному ушу на данном этапе носит ознакомительный характер и осуществляется на основе обучения базовым элементам.

1.             Вводное занятие. Ознакомление с правилами внутреннего распорядка учебного учреждения, с правилами техники безопасности – инструкции по технике безопасности (см. приложение), правила поведения в спортивном зале во время тренировки в конце и в начале, правила обращения с формой средствами защиты и снарядами.

2.             Ознакомление с дальнейшим повторением и закреплением на практике правил этикета и этики, жестко регламентирующих поведение и обращение, как в зале для занятий, так и в повседневной жизни для воспитанников практикующих традиционное ушу.

Этап начальной подготовки.

Этап начальной подготовки – один из наиболее важных, поскольку именно на этом этапе закладывается основа дальнейшего овладения спортивным мастерством в избранном виде спорта. Однако здесь имеется опасность перегрузки ещё неокрепшего детского организма, т.к. у детей этого возраста существует отставание в развитие отдельных вегетативных функций организма.

Уже на этапе начальной подготовки на ряду с применением различных видов спорта, подвижных и спортивных игр следует включать в программу занятий комплексы специальных подготовительных упражнений, близких по структуре к избранному виду спорта. Причём воздействие этих упражнений должно быть направленно на дальнейшее развитие физических качеств, имеющих важное значение именно для традиционного ушу.

На начальном этапе спортивных занятий целесообразно выдвигать на первый план задачу достижения разносторонней физической подготовленности и целенаправленно развивать физические качества, применяя специальные комплексы упражнений и игр (в виде тренировочных заданий) с учётом подготовки спортсмена. Тем самым достигается единство общей и специальной подготовки.

Основная цель тренировки:

·             Утверждение в выборе спортивной специализации – традиционное ушу и овладение основами техники;

·             Определение предпочтительной спортивной дисциплины в традиционном ушу для дальнейшей специализации.

Основные задачи:

·             Укрепление здоровья и всестороннее физическое развитие детей;

·             Постепенный переход к целенаправленной подготовке в традиционном ушу;

·             Обучение технике традиционного ушу;

·             Повышение уровня физической подготовленности на основе проведения разносторонней подготовки;

·             Отбор перспективных спортсменов для дальнейших занятий традиционным ушу.

Факторы ограничивающие нагрузку:

·             Недостаточная адаптация к физическим нагрузкам;

·             Возрастные особенности физического развития;

·             Недостаточный общий объём двигательных навыков и умений.

Основные средства:

·             Подвижные игры и игровые упражнения;

·             Упражнения на культуру движения;

·             Подготовительные упражнения к освоению тактико-техническим арсеналом традиционного ушу;

·             Общеразвивающие упражнения;

·             Элементы акробатики и самостраховки;

·             Скоростно-силовые упражнения;

·             Гимнастические упражнения для силовой, скоростно-силовой подготовки;

·             Тактико-технический арсенал выбранного направления традиционного ушу;

Основные методы выполнения упражнений:

·             Игровой;

·             Повторный;

·             Равномерный;

·             Круговой;

·             Контрольный;

·             Соревновательный.

Особенности обучения:

Двигательные навыки у юных спортсменов должны формироваться параллельно с развитием физических качеств, необходимых для достижения успеха в традиционном ушу. Обучение основам техники целесообразно проводить в облегчённых условиях.

В первый год обучения одной из задач занятий является овладение основами техники традиционного ушу. При этом процесс обучения должен проходить концентрированно, без больших пауз, т.е. перерыв между занятиями не должен превышать 3-х дней. Обучение каждому техническому действию или комплексу действий нужно проводить в течение не менее 15-25 занятий (30-35 мин. в каждом).

Эффективность обучения упражнениям находится в прямой зависимости от уровня развития физических качеств детей и подростков. Применение на начальном этапе занятий спортом в значительном объёме упражнений скоростно-силового характера, направленных на развитие быстроты и силы, способствует более успешному формированию и совершенствованию двигательных навыков. Игровая форма выполнения упражнений соответствует возрастным особенностям детей и позволяет успешно осуществлять начальную спортивную подготовку юных спортсменов.

Методика контроля:

Контроль на этапе начальной подготовки используются для оценки степени достижения цели и решения поставленных задач. Он должен быть комплексным, проводится регулярно и своевременно, основываться на объективных качественных и количественных критериях. Контроль эффективности технической подготовки осуществляется, как правило, тренером по оценки выполнения обязательной программы, при сдачи экзаменационных зачётов на промежуточных этапах обучения.

Контроль за эффективностью физической и технической подготовки проводится с помощью специальных контрольных нормативов по годам обучения, которые представлены тестами, характеризующими уровень развития физических качеств и технической подготовленности юных спортсменов.

При планировании контрольных проверок по физической и специальной физической подготовки рекомендуется следующий порядок и последовательность выполнения упражнений:

·             Контрольные упражнения проводятся в течение одного дня;

·             Упражнения проводятся на скорость, силу, гибкость. В отдельных случаях порядок проверки может быть изменён.

Особое внимание при контроле уделяется соблюдению одинаковых условий: время дня, учёт времени приёма пищи, предшествующая нагрузка, погода, разминка и.т.д.. Контрольные проверки желательно проводить в торжественной соревновательной обстановки.

Врачебный контроль:

Врачебный контроль за юными спортсменами на этапе начальной подготовки предусматривает:

·             Допуск органов здравоохранения к занятиям выбранным видом спорта;

·             Медицинское обследование перед соревнованиями;

·             Врачебно-педагогические наблюдения в процессе тренировочных занятий;

·             Санитарно-гигиенический контроль за режимом дня, местами тренировок и соревнований, одеждой и обувью;

·             Контроль за выполнением юными спортсменами рекомендаций врача по состоянию здоровья, режиму тренировок и отдыха;

Врачебный контроль предусматривает главное принципиальное положение – допуск к тренировкам и соревнованиям здоровых детей.

Участие в соревнованиях:

Невозможно достигнуть в будущем высоких спортивных результатов редко выступая на соревнованиях. На данном этапе тренировки значительно увеличивается число соревновательных упражнений. Особенное преимущество на данном этапе обучения отдаётся игровым соревновательным методам.

Программа обучения:

Программа обучения разработана в соответствии с технико-тактическим арсеналом одного из стилей стиля традиционного ушу для спортивных дисциплин традиционные формы (квалификация), шуайцзяо, туйшоу.

Учебно-тренировочный этап

К основным задачам этапа относятся:

·        Повышение уровня разносторонней физической и функциональной подготовленности;

·        Развитие специальных физических качеств;

·        Овладение основными техническими и тактическими элементами на уровне умения;

·        Освоение допустимых тренировочных и соревновательных нагрузок;

·        Приобретение и накопление соревновательного опыта;

На учебно-тренировочном этапе годовой цикл подготовки включает в себя подготовительный и соревновательный периоды.

Для спортсменов с подготовкой менее 2-х лет главное внимание уделяется разносторонней физической подготовке, повышению уровня функциональных возможностей, дальнейшему расширению арсенала технико-тактических навыков и приёмов.

При планировании годовых циклов для спортсменов с подготовкой свыше 2-х лет в подготовительном периоде средствами ОФП решаются задачи дальнейшего повышения уровня общей физической и функциональной подготовленности и на этой основе повышения уровня специальной физической работоспособности.

В соревновательном периоде решаются задачи улучшения спортивных результатов, а так же задачи выполнения контрольных нормативов.

На этом этапе подготовки годовой макроцикл может строится по схеме с двумя основными соревнованиям.

План-схема годового цикла подготовки.

Современное представление о планировании годовых циклов подготовки связано с её определённой структурой, в которой выделяют микроциклы, мезоциклы, макроциклы.

Микроциклом тренировки называют совокупность нескольких тренировочных занятий, которые вместе с восстановительными днями составляют относительно законченный повторяющийся фрагмент общей конструкции тренировочного процесса. Как правило длительность микроцикла составляет одну неделю.

В спортивных единоборствах по направленности тренировочных воздействий принято выделять 4 основных блоков построения недельных микроциклов:

·        Общеподготовительный микроцикл;

·        Специально подготовительный микроцикл;

·        Предсоревновательные микроциклы;

·        Соревновательный микроцикл.

·        Восстановительный

Мезоцикл – это структура средних циклов тренировки, включающих относительно законченный ряд микроциклов. Строительными блоками мезоцикла служат микроциклы различного типа. В практике средний цикл тренировки содержит от 2 до 6 микроциклов.

Макроцикл тренировки предполагает три последовательный фазы:

·        Фаза приобретение спортивной формы;

·        Фаза сохранения (относительная стабилизация) спортивной формы;

·        Фаза некоторой утраты спортивной формы.

На спортивно-оздоровительном этапе и этапе начальной подготовки периодизация учебного процесса носит условный характер, т.к. основное внимание уделяется разносторонней физической и функциональной подготовки. На этих этапах подготовки исключительно важное значение имеет обучение детей техники выполнения физических упражнений. Формирование двигательных навыков и умений создаст необходимую предпосылку для дальнейшего совершенствования двигательного стереотипа.

Программа предусматривает для каждого года обучения План индивидуальной подготовки спортсменов из расчёта 6 недель, Примерный годовой план распределения учебных часов, Примерные схемы недельных микроциклов (подготовительный, специально подготовительный, предсоревновательный, соревновательный, восстановительный).

Учебно-тренировочная программа содержит учебный материал по технической, тактической, физической подготовки, в том числе специальной. Программа содержит дидактический материал теоретической подготовки. Отдельно выделен раздел восстановительных мероприятий, инструкторской и судейской практики, психологической подготовки. Отражен комплексный подход к воспитанию личности методами физической культуры.